СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ САЙТ РЕСУРСОВ ПРОГРАММЫ FLIPALBUM
 r08PrimerY.jpg (1561 байт)
           

      

 
  
 
 
Справка к статье:
Метод Хафмана: Разработан в 1952 году и используется как составная часть в ряде других схем сжатия, таких как LZW, JPEG. В методе Хаффмана берется набор символов, который анализируется, чтобы определить частоту каждого символа. Затем для наиболее часто встречающихся символов используется представление в виде минимально возможного количества битов. Например, буква "е" чаще всего встречается в английских текстах. Используя кодировку Хаффмана вы можете представить "е" всего лишь двумя битами (1 и 0), вместо восьми битов, необходимых для представления буквы "е" в кодировке ASCII.

LZW-компрессия: Разработан в 1978 году израильтянами Лемпелом и Зивом, и доработан позднее в США. Сжимает данные путем поиска одинаковых последовательностей (они называются фразы) во всем файле. Выявленные последовательности сохраняются в таблице, им присваиваются более короткие маркеры (ключи). Так, если в изображении имеются наборы из розового, оранжевого и зеленого пикселей, повторяющиеся 50 раз, LZW выявляет это, присваивает данному набору отдельное число (например, 7) и затем сохраняет эти данные 50 раз в виде числа 7.

Альфа-канал: Дополнительный канал изображения. Он несёт определённую информацию о выделенной области.
 
Обтравочные контуры: используются в профессиональной
полиграфии при допечатной подготовке изображений.

Индексированные файлы: Графические файлы, содержащие индексированные цвета. Это способ кодирования основанный на принципе хранения набора цветов используемых в изображении. Например, если картинка содержит всего 4 цвета, то на хранение информации о цвете нужно всего 2 бита, в отличие от скажем RGB, где всегда используется 24 бита.

RGB: Трёхканальная цветовая модель, наиболее часто применяемая в обычном пользовании. Эта модель описывает излучаемые цвета. Она основана на трёх основных (базовых) цветах: красный (Red), зелёный (Green) и синий (Blue). Остальные цвета получаются сочетанием базовых. Цвета такого типа называются аддитивными.
 
CMYK: Четырехканальная цветовая модель. В отличие от RGB описывает поглащаемые цвета. Цвета, которые используют белый свет, вычитая из него определённые участки спектра, называются субтрактивными (вычитательными). Именно такие цвета и используются в модели CMYK. Они получаются путём вычитания из белого аддитивных цветов модели RGB. Основными цветами в CMYK явлются голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и жёлтый (Yellow). Голубой цвет получается путём вычитания из белого красного цвета, пурпурный - зелёного, жёлтый - синего.
Кроме этого в модели присутствует еще один дополнительный цвет - чёрный. Он является ключевым цветом K (Key).

LAB: Трёхканальная цветовая модель. Цвет в ней определяется светлотой (яркостью) и двумя хроматическими компонентами: параметром a, изменяющимся в диапазоне от зелёного до красного и параметром b, изменяющимся в диапазоне от синего до жёлтого Т.к. яркость в этой модели полностью отделена от цвета, это делает модель удобной для регулирования контраста, резкости и других тоновых характеристик.

PostScript: Язык PostScript - основа всех издательских технологий. Он позволяет описывать векторные и растровые изображения, шрифты, а также параметры растрирования и управления цветом. Любой современный принтер содержит аппаратный или программный интепретатор PostScript. У этого языка много интенрераций, которые используются программами подготовки иллюстраций и издательскими системами.

 
Некоторые другие форматы и их приложения (использование):
ART\OCP\PIC - Advanced Art Studio
ALS\ALIAS\PIX - Alias Image File
APX - Ability Photopaint Image
B3D - BodyPaint 3D Format
CAM - Casio Camera Format
CLP - Windows Clipboard
CRW\CR2 - Canon RAW Format
DCX - Multipage Zsoft Paintbrush
DDS - Direct Draw Surface
DJVU\IW44 - DjVu Format
ECW - Enhanced Compressed Wavelet
FPX - FlashPix Format
FSN - EA Sports FSH Format
G3 - G3 FAX Format
HRU - HRU
ICL - Windows Icon Library
ICS - Image Cytometry Standart Format
IFF\LBM - Amiga Interchange File Format
IFF - Amida IFF
IMG - GEM Raster Format
JIF -Jiffs Image Format
JPM - JPM Format
KDC - Kodak Digital Camera Format
LDF - LuraDocument Format
LWF - LuraWave Format
MIFF - Image Magick file
MNG\JNG - Multiple Network Graphics
NLM\NOL\NGG - Nokia LogoManager Format
PBM - Portable Bitmap
PCD - Kodak Photo CD
PCX - Zsoft Paintbrush
PGM - Portable Greymap
PHP - Adobe PhotoParade (images)
PPM - Portable Pixelmap
PSP - PointShopPro Image
RAS\SUN - Sun Raster Format
RAW - RAW Image Data
RLE - Utah RLE Format
SFW - Structured Fax Format
SGI\RGB - Silicon Graphics Image
SID - LizardTech MrSID Format
VISTA - Vista
WBMP - WAP Bitmap
XBM - X-Bitmap
XPM - X-Pixmap
 
 
 
 
 
 
 
 
 
eeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeee
LDS. Статьи, Учебники.
 
"Форматы графических файлов".
 
Невозможно заниматься решением элементарных задач компьютерной графики не имея, хотя бы, общего представления о существующих форматах графических файлов и их назначении. Эта статья собрана из нескольких источников и предназначена дать начинающим пользователям начальное представление об основных форматах графических файлов и их
применении.
 
Ни одна другая область применения компьютера не может похвастать таким многообразием типов форматов файлов, как компьютерная графика. Каждая более или менее солидная софтверная компания считает своим долгом сделать хоть какой, но графический редактор, а в придачу к нему, само собой разумеется, создается свой собственных формат файлов, в котором, как уверяют разработчики, этот редактор сохраняет шедевры, созданные с его помощью, наилучшим образом. Как итог такого подхода сложилась ситуация, когда уже никто не в состоянии охватить все многообразие типов существующих графических форматов. Графические файлы довольно непросто устроены, в отличие скажем от простого текстового файла. Со временем появилась необходимость получения графических файлов с определёнными требованиями. Например, компьютерному художнику необходимо очень высокое качество картинки, рядовому пользователю - хорошее качество, но не очень большой объём, веб-дизайнеру нужно при минимальном объёме получить более или менее приличное изображение. Но требования переносимости файлов между различными приложениями вынудили выделить несколько определенных форматов, ставших, каждый в своей области, стандартами де-факто. Так, для изображений в Интернете, в большинстве случаев, используются форматы JPEG и GIF, для хранения изображений - JPEG, в издательском деле царствует TIFF и т.д.
Нельзя сказать, что есть плохие форматы, а есть хорошие. Каждый формат имеет преимущества и недостатки. В этой статье будет рассказано  лишь о некоторых графических форматах, поддерживаемых большинством графических программ и используемых на практике чаще других.
 
Все форматы графических файлов можно разделить на два типа: растровые и векторные. Друг от друга они отличаются принципом формирования изображения.
 
В растровых изображениях картинка складывается наподобие мозаики, из отдельных точек (пикселей), каждая из которых исчерпывающе определяется 2 основными параметрами: координатами расположения и цветом. Наиболее близкой аналогией растрового изображения является изображение на экране компьютерного монитора (или обычного телевизора), которое создает электронный луч, пробегающий последовательно по каждой строке формируемого кадра изображения (растра). Многие растровые форматы обладают способностью нести дополнительную информацию: различные цветовые модели изображения, вектора, альфа-каналы (дополнительный канал, с помощью которого можно сохранять выделенные или прозрачные области изображения), слои различных типов, интерлиньяж (возможность чересстрочного показа изображения), анимацию, возможности сжатия и многое другое. Достоинства растровых изображений - в их способности передать тончайшие нюансы изображения, а также в широчайших возможностях по его редактированию, выражающихся в простом доступе к каждому пикселю изображения, возможности индивидуального изменения каждого из его параметров. Ну, а принципиальный недостаток один - большие размеры полученного файла.
 
Векторное изображение представляет собой совокупность отрезков кривых линий, которые описываются математическими выражениями, и цветных заливок. Проще говоря, чтобы компьютер нарисовал прямую линию, нужны координаты двух точек, которые соединяются по кратчайшему пути, для дуги задаются координаты центра окружности и радиус и т.д. Таким образом, векторная иллюстрация - это набор геометрических примитивов (простейших объектов, таких как линии, окружности, многогранники и тому подобное), использующихся для создания более сложных изображений. Отсюда и основное достоинство векторных форматов - компактность полученных файлов, а также высокое качество полученных изображений, причем независимо от разрешающей способности устройства отображения. В качестве недостатка можно отметить определенную трудоемкость при создании и редактировании сложных элементов изображений, а также проблемы, возникающие при распечатке векторных изображений на некоторых принтерах. Кроме векторных форматов, используемых в графических редакторах, существует их особая разновидность, используемая в пакетах деловой и научной графики, а также в продуктах, предназначенных для создания технической документации (CAD и т.п.). Хотя формально они относятся к числу векторных графических форматов, но в виду их применения в узко специализированных приложениях, они останутся за рамками данной статьи.
 
Растровые графические форматы:
 
BMP\DIB (Windows Device Independent Bitmap)
Самый простой растровый формат BMP, также известный под именем DIB, является родным форматом Windows, он поддерживается всеми графическими редакторами, работающими под ее управлением.  Применяется для хранения растровых изображений, предназначенных для использования в Windows и, по сути, больше ни на что не пригоден. В BMP данные о цвете хранятся только в модели RGB, поддерживаются как индексированные цвета (до 256 цветов), так и полноцветные изображения, причем в режиме индексированных цветов возможна простейшая компрессия RLE (Run Length Encoding - кодирование с переменной длиной строки), но очень многие программы таких файлов (они могут иметь расширение .rle) не понимают. Без компрессии размер файла оказывается близок к максимально возможному. Вся "мультиплатформенность" формата заключается лишь в поддержке Windows и практически совсем уже исчезнувшей OS/2. Благодаря примитивнейшему алгоритму записи изображения, при обработке файлов формата BMP очень мало расходуется системных ресурсов, поэтому этот формат очень часто используется для хранения логотипов, экранных заставок, иконок и прочих элементов графического оформления программ. Использование BMP для хранения своих изображений и фотографий является распространенной ошибкой новичков. Использовать BMP не желательно ни в веб, ни для печати (особенно), ни для простого переноса или хранения графики.
 
PCX (Soft Publisher's Paintbrush)
Примерно такими же возможностями, как BMP, обладает и формат PCX, разработанный еще на заре компьютерной эпохи фирмой Z-Soft специально для своего графического редактора PC PaintBrush под операционную систему MS-DOS, отсутствует только поддержка операционной системы OS/2. Зато изображения в формате PCX можно просмотреть большинством программ под DOS, в том числе и внутренним просмотрщиком Norton Commander. Цветовые возможности: 1, 2, 4, 8 или 24- битовый цвет, поддерживается только схема RGB, причем полностью отсутствуют возможности сохранения монохромного изображения в оттенках серого. Всегда применяется сжатие ROB. Как и ВМР, этот формат в значительной мере устарел и поддерживается современными графическими программами исключительно для совместимости с антикварным софтом.
 
GIF (Graphics Interchange Format)
Самый популярный формат на Интернетовских просторах. Разработан в 1987 году фирмой CompuServe для передачи растровых изображений по сетям. В 1989 году формат был модифицирован (GIF89a), добавлены поддержка прозрачности и анимации.   Отличительной особенностью является использование режима индексированных цветов (не более 256), что ограничивает область применения формата изображениями, имеющими резкие цветовые переходы. Формат GIF является излюбленным форматом веб-мастеров, использующих его для сохранения многочисленных элементов оформления своих страничек. Небольшие размеры файлов изображений обусловлены применением алгоритма сжатия без потерь качества LZW, благодаря чему изображения в этом формате наиболее удобны для пересылки по все еще узким каналам связи глобальной сети. К числу его самых заметных отличий относятся возможность использования режима постепенного проявления изображения (interleaved), в этом режиме строки изображения выводятся на экран не подряд, а в определенном порядке: сначала каждая 8-я, затем - 4-я и т.д. Таким образом, полностью изображение показывается в четыре прохода, что позволяет еще до полной загрузки изображения понять его суть и, в случае необходимости, прервать его закачку. В 1989 году формат был обновлен и получил наименование GIF89А. От предыдущей версии его отличает наличие дополнительного альфа-канала для реализации эффекта прозрачности и возможности хранить в одном файле несколько картинок с указанием времени показа каждой (очень широко используется создателями анимированных рекламных баннеров).
Тем не менее, формат GIF медленно, но уверенно сходит со сцены, и толчком к этому послужило требование выплаты денежных компенсаций американской компанией Unisys, владеющей патентом на алгоритм сжатия данных LZW, который лежит в основе этого формата. Кроме того, недостатком формата является невозможность отображения более чем 256 цветов.
На сегодняшний день самым вероятным преемником формата GIF видится формат PNG.
Для хранения изображений и в полиграфии не применяется.
 
PNG (Portable Network Graphics)
Формат PNG, являющийся плодом трудов сообщества независимых программистов, появился на свет как ответная реакция на переход популярнейшего формата GIF в разряд коммерческих продуктов. Этот формат, сжимающий графическую информацию без потерь качества по алгоритму Deflate, в отличие от GIF или TIFF, сжимает растровые изображения не только по горизонтали, но и по вертикали, что обеспечивает более высокую степень сжатия и поддерживает цветные фотографические изображения вплоть до 48-битных включительно. Как недостаток формата часто упоминается то, что он не дает возможности создавать анимационные ролики, хотя сейчас, при повальном переходе практически всей анимации на технологию Flash, это уже совсем не актуально. Зато формат PNG позволяет создавать изображения с 256 уровнями прозрачности за счет применения дополнительного альфа-канала с 256 градациями серого. Это выделяет его на фоне всех существующих в данный момент форматов. В числе других отличительных особенностей этого формата можно отметить двухмерную через-строчную развертку (изображение проявляется постепенно не только по строкам, но и по столбцам) и встроенную гамма-коррекцию, позволяющую сохранять изображения, яркость которых будет неизменна не только на любых машинах PC, но и на таких альтернативных платформах, как Mac, Sun или Silicon Graphics.
Так как формат создавался для Интернета, в его заголовке не предназначено место для дополнительных параметров типа разрешения. По этому, для хранения изображений, подлежащих печати, PNG плохо подходит, для этих целей лучше подойдет PSD или TIFF. Зато он хорош для публикации высококачественной растровой графики в интернете. PNG поддерживается браузерами Internet Explorer с версии 4.0 и Netscape с версии 4.0.4.
Широкое распространение этого передового формата сдерживают и некоторые его недостатки. Так, формат PNG значительно уступает своему предшественнику, GIF-у, в тех случаях, когда речь идет о мелких элементах оформления веб-страниц, таких, как кнопки, рамки и т.п. Проблема заключается в том, что около 1 Кб файла изображения занимает описание палитры цветов, что, порой, бывает сопоставимо с размером самого изображения.
 
JPEG\JPG\JPE  (Joint Photographic Experts Group)
Этот графический формат является, на сегодняшний день, самым распространённым.
JPEG (или JPG) является общепризнанным стандартом для хранения графики и размещения ее в Интернете.
JPEG может хранить только 24-битовые полноцветные изображения. Формат не поддерживает анимацию или прозрачный цвет.
Строго говоря JPEG-ом называется не формат, а алгоритм сжатия, основанный не на поиске одинаковых элементов и
на особенностях человеческого зрения. Сначала графические данные конвертируются в цветовое пространство типа LAB, затем отбрасывается половина или три четверти информации о цвете (в зависимости от реализации алгоритма). Далее анализируются блоки 8х8 пикселов. Для каждого блока формируется набор чисел. Первые несколько чисел представляют цвет блока в целом, в то время, как последующие числа отражают тонкие делали. Спектр деталей базируется на зрительном восприятии человека, поэтому крупные детали более заметны. На следующем этапе, в зависимости от выбранного вами уровня качества, отбрасывается определенная часть чисел, представляющих тонкие детали. На последнем этапе используется кодирование методом Хафмана для более эффективного сжатия конечных данных. Восстановление данных происходит в обратном порядке.
Хотя JPEG отлично сжимает фотографии, но это сжатие происходит с потерями качества. Чем выше уровень компрессии, тем больше данных отбрасывается, тем ниже качество. Однако, он может быть легко настроен на минимальные, практически не заметные для человеческого глаза, потери. Используя JPEG можно получить файл в 1-500 раз меньше, чем ВМP.
Существует разновидность формата JPEG, именуемая "прогрессивный JPEG" (p-JPEG). Прогрессивный JPEG отличается от обычного тем, что при выводе его на экран изображение появляется почти сразу, но низкого качества, а по мере загрузки качество улучшается (процесс аналогичен постепенному показу GIF).
Не стоит использовать формат JPEG для изображений, подлежащих последующей обработке, так как, при каждом сохранении документа в этом формате, процесс ухудшения качества изображения носит лавинообразный характер. Наиболее целесообразно будет корректировать изображение в каком-нибудь другом подходящем формате (например TIFF), а уже окончательный результат сохраненять в JPEG. Таким образом, можно получить и сохранить вполне приемлемое качество изображения при минимальном размере итогового файла.
JPEG идеально подходит для обычного пользователя, как графический формат, т.к. в нём можно хранить полноцветные 24-х битные изображения хорошего качества при малом объеме файлов. Однако стоит заметить, что JPEG не подходит для хранения "контурных" рисунков. Из-за алгоритма сжатия JPEG, рисунки становятся размазанным. Это обязательно нужно учитывать, при создании изображений.
 
JP2\JPC\J2K\JPF (JPEG2000)
Формат файлов, основанный на вейвлетном преобразовании. Позволяет сжимать изображение до 150 раз, однако качество при этом начинает сильно страдать. Впрочем, при 30-кратном сжатии в JPEG2000 качество картинки  лучше, чем при 20-кратном в JPEG. Все противопоказания JPEG относятся и к вейвлетным алгоритмам, но в меньшей степени. И если JPEG, при больших степенях сжатия, начинает создавать ореолы вокруг границ резкого раздела цветов и проявлять блоки пикселей (те самые 8x8), то JPEG2000 скорее начинает «замыливаться», не создавая таких заметных артефактов.
 
TIFF\TIF (Tag Image File Format)
Формат TIFF был разработан компанией Aldus для своего графического редактора PhotoStyler, уже не существующего. Но самому формату была уготована долгая жизнь. Как универсальный формат для хранения растровых изображений, TIFF достаточно широко используется в издательских системах, требующих изображения наилучшего качества. Кстати, возможность записи изображений в формате TIFF является одним из признаков высокого класса современных цифровых фотокамер. Формат поддерживает множество алгоритмов сжатия (в том числе популярные LZW, Deflate или JPEG), типов изображений от битового (1-, 2-, 4-, 8-, 24- и 32-битные изображения) и индексированных цветов до LAB, CMYK и RGB (кроме дуплексов и многоканальных документов). Со сжатием LZW файл TIFF занимает почти столько же места, сколько и GIF, только, в отличие от последнего, TIFF поддерживает полноцветные изображения и хранит в своем теле подробную информацию об изображении: разрешение, тип принтера и другие детали, необходимые для профессиональной работы с изображениями. В этом формате поддерживаются такие чисто профессиональные возможности, как обтравочные контуры, альфа-каналы, возможность сохранять несколько копий изображения с разным разрешением и даже включение в файл слоев. Благодаря своей совместимости с большинством профессионального ПО для обработки изображений, формат TIFF очень удобен при переносе изображений между компьютерами различных типов (например, с PC на Маc и обратно).
Отлично подходящий для профессиональной обработки, редактирования изображений и полиграфии, он не годится для простого хранения   графики обычными пользователями ввиду большого объема файлов.
 
PSD (Adobe Photoshop)
Формат PSD является стандартным форматом пакета Adobe Photoshop и отличается от большинства обычных растровых форматов возможностью хранения слоев (layers). Он содержит много дополнительных переменных (не уступает TIFF по их количеству) и сжимает изображения, используя алгоритм сжатия без потерь RLE Packbits, иногда даже сильнее, чем PNG (только в тех случаях, когда размеры файла измеряются не в килобайтах, а в десятках или даже сотнях мегабайт). Формат поддерживает глубины цвета, вплоть до 16 бит на канал (48-битные цветные и 16-битные черно-белые), а также альфа-каналы, слои, контуры, прозрачность, векторные надписи и т. п. Прекрасно подойдет для переноса или хранения изображений, содержащих специфические, свойственные только Adobe Photoshop, элементы. Файлы PSD свободно читаются большинством популярных просмотрщиков, но не стоит забывать, что, открыв эти файлы в некоторых графических редакторах третьих фирм, даже декларирующих поддержку формата PSD, можно потерять значительную часть их специфических возможностей.
Идеален для разнообразной обработки и коррекции растровых изображений.
 
TGA (Tagra Image File)
EPICenter (центр электронной фотографии и изображения), основанный в 1984 году, представил графический адаптер, поддерживающий файлы формата TGA. EPICenter в 1987 году переименован в Truevision.
TGA был первый 24- битный формат с точным цветом пригодный для широкого использования на ПК. Truevision также давала разработчикам доступ к специализации файлового формата и обеспечивало им поддержку когда это необходимо, включая рабочий код и простые изображения. Многие из программ, создающих графику, могут сохранять окончательные изображения в TGA формат.  Не смотря на то, что у TGA есть способность сжимать картинки, большинство TGA файлов не используют сжатие. Таким образом, способ который используется для этого файлового формата определяется как bitmap формат без сжатия.
TGA относительно популярен среди создателей сканированных изображений. Формат считается уникальным, так как может вмещать сканированные ряды как сверху вниз, так и снизу вверх и пиксели в пределах каждого сканированного ряда могут быть прочитаны слева направо или справа налево.
FPX (FlaxPix)
Создан для Интернет и обладает интересным свойством. Поскольку изображения, размещенные на Web-страницах, имеют низкое экранное разрешение (72 dpi), их нельзя использовать в полиграфии или распечатывать. Формат FPX содержит изображение одновременно в нескольких разрешениях и представляет пользователю возможность самому выбирать требуемое разрешение, благодаря чему можно использовать изображение в своих целях. Для применения данного формата требуется установка специального свободно распространяемого модуля в браузер пользователя. Формат поддерживает   полутоновые и полноцветные RGB-изображения, но не поддерживает цветовые альфа-каналы, обтравочные контуры и цветовые профили.
 
ICO (Windows icon)
Формат давно стал стандартом для создания и хранения Иконок файлов. По своей структуре файлы ico наиболее близки к другим не менее широко распространенным файлам, имеющим расширение BMP. Принципиальное отличие от последних - в наличии растра маски, который позволяет однозначно реализовать прозрачность значка на экране монитора. Поддерживается практически всеми программами создания и редактирования Иконок. Ни для чего другого не пригоден.
 
CUR (Windows cursors)
То же самое, что и ICO, но для создания Курсоров. Структура полностью идентична. Все отличия состоят лишь в численном значении одного поля в заголовочной структуре, и интерпретации численных значений двух других полей этой же структуры.
При работе с изображением курсора выполняются специфические программные действия, которые не требовались для обычных статичных рисунков. Изображение курсора отличается от обычных рисунков тем, что постоянно перемещается по экрану, следуя за перемещениями манипулятора. При этом оно четко видно на любом окружающем фоне и не оставляет следов от своего перемещения, за исключением тех случаев, когда такой след создается специально. Вывод новых рисунков на экран или удаление существующих не  влияет на видимость и расположение курсора. В специальных случаях форма рисунка курсора может изменяться в зависимости от его местонахождения на экране или действий, выполняемых задачей в данный момент времени.
 
ANI (Windows cursors RIFF)
Формат анимированных Курсоров. Файл вмещает в себя несколько изображений, которые сменяют друг друга через определенные интервалы времени, подобно анимированным gif-ам. Формат основан на технологии RIFF, которую иногда сравнивают с базой данных, размещенной в одном файле. Работа с файлами ani аналогична работе с файлами cur.
 
PCD (Eastman Kodak)
Технология Photo CD фирмы Eastman Kodak, впервые представленная в сентябре 1990 г., но продемонстрированная в полном виде только в конце 1992 г., предлагается в качестве недорогого средства для создания и доступа к цифровым фотографиям, от просмотра снимков на экране телевизора до редактирования изображений на ПК PC, Macintosh или других компьютерах.
Высокое качество изображений, которое предоставляет технология Photo CD, до недавнего времени было необходимо лишь дизайнерским и рекламным фирмам, но с ростом количества так называемых домашних компьютеров интерес к технологии Photo CD постепенно растет. В отличии от таких форматов хранения изображений, как JPEG или GIF, Photo CD представляет собой не очередной способ сжатия, а целую технологию, призванную повысить удобство работы с цифровыми изображениями.
Сегодня пользователю, имеющему качественные оригиналы, все чаще приходит мысль воспользоваться профессиональной техникой для оцифровки изображений. Доступ к такому оборудованию есть далеко не у многих. Вот здесь и должна придти на помощь технология Photo CD. Замысел прост: Вы сдаете негативы, слайды или фотографии в фото-лабораторию и получаете компакт-диск с оцифрованными изображениями.
На диске находятся пять цифровых копий каждого снимка следующих размеров: карманного (Base/16 - 128 строк по 192 точки), открытки (Base/4 - 256х384), стандартного (Base - 512х768), увеличенного (Base*4 - 1024х1536) и большого (Base*16 - 2048х3072). Все пять копий содержатся в одном файле, который фирма "Kodak" называет пакетом изображений (image pack). Этот пакет (пять в одном) предлагает соответствующее разрешение снимка на все случаи жизни, когда необходимо воспользоваться цифровым изображением - от использования на  WEB-страничке или простого просмотра фотографии до публикации с полиграфическим качество или печати рекламного постера. Для хранения цвета в Image pack используется цветовая модель YCC (где Y - яркость, C1 и C2 - векторы цветности в пространстве МКО). Каждый пакет сжат примерно до 4,5 Мбайт с помощью разработанного фирмой Kodak метода сжатия без потерь. Это означает, что, при сжатии, теряется минимум визуальной информации. Все негативы, естественно, преобразовываются в позитивы. Технология Photo CD позволяет записывать на один диск любые ранее проявленные 35-мм слайды и негативы - как черно- белые, так и цветные. На одном диске Photo CD размещается от 100 до 150 снимков (число черно-белых снимков на диске может быть большим, поскольку черно-белый снимок содержит меньше информации, чем цветной). Необязательно сразу записывать все снимки; можно делать это постепенно (мультисессионная запись), пока диск не будет заполнен.
Такие широкие возможности подразумевают высокое качество оцифровки изображений. Во избежание распространения большого количества некачественных изображений в формате Photo CD, фирма Kodak ввела лицензирование услуг Photo CD. Лицензию можно получить лишь вместе с покупкой оборудования для записи Photo CD.
Технология Photo CD - один из самых дешевых способов для бытового пользователя или малого бизнеса, не связанного с профессиональной цифровой графикой, получить высококачественные цифровые изображения не тратясь на дорогостоящую аппаратуру. Photo CD диск можно просматривать как на компьютере (можно копировать файлы с диска на ПК, переводя их в любой другой формат), так и на других устройствах: игровые приставки Panasonic 3DO, Sony PlayStation, Philips CD-I и специальные Photo CD проигрыватели фирмы Kodak. Сегодня формат Photo CD читается и всеми современными бытовыми CD-плейерами. На каждом Photo CD диске имеется программный проигрыватель изображений. Кроме того чтение файлов формата Photo CD поддерживают все издательские системы, и даже офисные пакеты, например Microsoft Word. С файлами PCD работают графические редакторы типа PhotoShop-а и многие программы viewer-ры.
 
 
Векторные графические форматы:
Среди векторных форматов, в отличие от растровых, идея хоть какой-то разумной стандартизации проявляется значительно слабее. Разработчики практически всех векторных графических программ предпочитают иметь дело только со своими собственными форматами, что связано, скорее всего, со спецификой алгоритмов формирования векторного изображения. Но, так как возможность переноса файлов между различными приложениями в векторной графике не менее актуальна, чем в растровой, то своего рода стандартом стали файловые форматы двух наиболее популярных профессиональных графических пакетов: Adobe Illustrator и CorelDRAW.
 
AI (Adobe Illustrator Document)
AI, поддерживают практически все программы, так или иначе связанные с векторной графикой. Этот формат является наилучшим посредником при передаче изображений из одной программы в другую, с РС на Macintosh и назад. В целом, несколько уступая CorelDRAW по иллюстративным возможностям, (может содержать в одном файле только одну страницу, имеет маленькое рабочее поле, этот параметр очень важен для наружной рекламы, всего 3х3 метра) тем не менее, он отличается наибольшей стабильностью и совместимостью с языком PostScript, на который ориентируются практически все издательско-полиграфические приложения.
 
CDR (CorelDRAW Document)
Основной рабочий формат популярного пакета CorelDRAW, являющегося неоспоримым лидером в классе векторных графических редакторов на платформе РС. Имеет сравнительно невысокую устойчивость и проблемы с совместимостью файлов разных версий формата. Но, тем не менее, формат CDR, особенно после  8-й версии, можно без натяжек назвать профессиональным. В файлах применяется раздельная компрессия для векторных и растровых изображений, могут внедряться шрифты, файлы CDR имеют огромное рабочее поле 45х45 метров, поддерживается многостраничность.
 
CDX
Представляет собой сжатый вариант формата CDR. Широко используется для размещения файлов на компакт-дисках Artshow фирмы Corel.
 
CMX
Формат использовался для коллекции векторных рисунков, которые включались в поставку  CorelDraw ранних версий.
Формат может пригодиться для файлов, загружаемых в Corel PhotoPaint или Corel Ventura. Одно из преемуществ файлов CMX заключается в сохранении слоев, тогда как в импортированных CDR-файлах информация о слоях утрачивается.
 
CPX
Разновидность формата CMX с использованием сжатия файлов.
 
WMF (Windows Metafile)
Еще один родной формат Windows, на сей раз векторный. Понимается практически всеми программами Windows связанными с векторной графикой. Не смотря на кажущуюся простоту и универсальность, пользоваться форматом WMF стоит только в крайних случаях, поскольку он не может сохранять некоторые параметры, которые могут быть присвоены объектам в различных векторных редакторах и, самое главное, способен исказить цветовую схему изображения. Найболее корректно создавать WMF-файлы может только CorelDRAW.
 
EMF (Microsoft Enhanced Metafile)
Представляет собой обновленную версию формата WMF. Это метафайл, который, по замыслу фирмы Microsoft, должен заменить формат WMF. Формат усложнился, количество его команд значительно увеличилось, и не все программные фильтры поддерживают полный список ресурсов EMF. Файлы EMF имеют огромное преимущество перед файлами WMF - они более экономно расходуют дисковое пространство. Рисунок, сохраненный в формате EMF, занимает в среднем в два раза меньше места, чем соответствующий WMF-файл.
 
SWF  (Shock Wave Format)
Формат SWF, называемый также форматом Flash Player, предназначен для хранения векторной графики и анимационных клипов, которые могут содержать звук. SWF-файлы создаются в редакторе Macromedia Flash. Векторный редактор той же фирмы FreeHand также позволяет экспортировать изображения в SWF-формат. Файлы этого формата могут быть открыты для просмотра в специальном проигрывателе Flash Player, а также в современных Web-браузерах. Редактировать SWF-файлы нельзя. Промежуточные результаты, которые доступны для редактирования в Flash, сохраняются в файлах с расширением fla. Эти файлы еще называют исходными. Примеры мультфильмов, распространяемые в Интернете, обычно предоставляются как Па-файлы. Окончательный вариант разработки, предназначенный для просмотра, сохраняется в виде SWF-файла. Для этого в Flash имеется команда File>Publish (Файл>Публиковать). В Flash можно создать и исполняемый ехе-файл, который кроме собственно графики (мультфильма) содержит в себе Flash Player.
SWF-формат является в настоящее время единственным векторным форматом, файлы которого могут использоваться при создании Web-страниц. На Web-странице можно разместить как отдельные элементы, так и разработать практически всю страницу целиком на основе технологии Flash. Чтобы это сделать, необходимо в HTML-код страницы вписать несколько строк. При этом, если окажется, что Web-браузер пользователя не имеет средств для просмотра SWF-файлов, то он предложит загрузить из сети нужный элемент управления ActiveX. Такую загрузку нужно произвести только один раз.

Форматы на основе PostScript:
 
PS\PRN (Adobe PostScript)
PostScript - язык описания страниц (язык управления лазерными принтерами) фирмы Adobe. Был создан в 80-х годах для реализации принципа WYSIWYG (What You See is What You Get). Файлы этого формата представляют из себя программу с командами на выполнение для выводного устройства. Они получаются с помощью функции Print to File графических программ при использовании драйвера PostScript-принтера. Такие файлы содержат в себе сам документ (только то, что располагалось на страницах), все связанные файлы (как растровые, так и векторные), использованные шрифты, а так же другую информацию: платы цветоделения, дополнительные платы, линиатуру растра, форму растровой точки для каждой платы и другие данные для выводного устройства. Если файл создан правильно, не имеет значения на какой платформе он делался, были использованы шрифты True Type или Adobe Type 1 - все равно. Тем не менее нужно учитывать, что даже в том случае, когда вы сделали верные установки в окне печати, могут возникнуть проблемы связанные с некорректным переводом используемой вами программы ее графического языка на язык PostScript (например, внедрением информации о неиспользуемых шрифтах). Наиболее корректные PS-файлы создают программы Adobe.
Данные в PostScript-файле, как правило, записываются в двоичной кодировке (Binary). Бинарный код занимает вдвое меньше места, чем ASCII. Кодировка ASCII иногда требуется для передачи файлов через сети, для кроссплатформенного обмена, для печати через последовательные кабели. В приведенных случаях двоичная кодировка может исказиться (что сделает файл нечитаемым) или вызвать "странное" поведение файл-сервера. Эти проблемы давно изжиты в современных системах, но старые компьютеры и серверы бывают им подвержены. Сказанное относится ко всем форматам, основанным на языке PostScript.
 
EPS (Encapsulated PostScript)
Формат Encapsulated PostScript можно назвать самым надежным и универсальным способом сохранения данных. Он использует упрощенную версию PostScript: не может содержать в одном файле более одной страницы, не сохраняет ряд установок для принтера. Как и в файлы печати PostScript, в EPS записывают конечный вариант работы, хотя такие программы, как Adobe Illustrator и Adobe Photoshop могут использовать его как рабочий. EPS предназначен для передачи векторов и растра в издательские системы. Создается почти всеми программами, работающими с графикой. Использовать его имеет смысл только тогда, когда вывод осуществляется на PostScript-устройстве. EPS поддерживает все необходимые для печати цветовые модели, среди них такая, как Duotone, может записывать, так же, данные в RGB, обтравочный контур, информацию и треппинге и растрах, внедренные шрифты. В формате EPS сохраняют данные в буфере обмена (Clipboard) программы Adobe для обмена между собой.
EPS имеет много разновидностей, что зависит от программы-создателя. Самые надежные EPS создают программы производства Adobe Systems: Photoshop, Illustrator.
 
PDF (Portable Document Format)
Универсальный формат , разработанный фирмой Adobe Systems. PDF первоначально проектировался как компактный формат электронной документации, но в последнее время все больше используется для передачи по сетям графических изображений и смешанных документов, содержащих как текст, так и графику. PDF-файлы создаются путем конвертации из PostScript-файлов или функцией экспорта ряда программ. Для конвертации используется программы Adobe Acrobat Distiller, это лучший способ создания PDF. Создание PDF методом экспорта из программ дает, как правило худший результат - файлы получаются более тяжелыми, часто имеют проблемы со встраиванием шрифтов
Формат PDF является в полной мере платформонезависимым форматом, в текстовой части которого возможно использование множества шрифтов (шрифты содержатся непосредственно в документе, по этому документ будет выглядеть так, как задумал его автор, на любом компьютере, независимо от используемого на нем ПО) и гипертекстовых ссылок, а также графические иллюстрации любого типа (векторные или растровые), видео и звук. Для достижения минимального размера PDF-файла используется компрессия, причем каждый вид объектов сжимается по наиболее выгодному для него алгоритму.
Одностраничные файлы PDF могут создавать Photoshop и Illustrator. Photoshop выпускает PDF отличного качества. Illustrator не всраивает шрифты, даже когда его об этом просят. Многостраничные PDF могут создавать InDesign, PDFWriter и Acrobat Distiller. InDesign слегка искажает цвет при конвертации растровых картинок в CMYK, но в остальном делат все нормально. PDFWriter работат как виртуальный принтер. Он не основан на PostScript и не может корректно обрабатывать графику, PDFWriter предназначен для быстрого изготовления простых текстовых документов. У него наблюдается та же проблема со встраиванием шрифтов, что и у Illustrator'а. Самые надежные и максимально близкие к оригиналу PDF создает из PostScript и EPS-файтов программа Acrobat Distiller, поставляемая в пакете Adobe Acrobat и вместе и PageMaker'ом.
Просматривать документы в формате PDF и распечатывать их на принтере можно с помощью утилиты Acrobat Reader, распространяемой компанией Adobe бесплатно.
Как уже говорилось в начале, обзор существующих форматов графических файлов можно продолжать до бесконечности, но необходимости в этом нет. В статье очень кратко рассмотрешы основные из встречаемых и применяемых рядовыми пользователями форматов. Подавляющее большинство остальных нам с вами никогда не понадобится.

И в заключении, поскольку мы находимся на одной из страниц "Специализированного сайта ресурсов программы FlipAlbum", напомню форматы файлов изображений, которые программа FlipAlbum поддерживает:

 
BMP            Windows Device Independent Bitmap
GIF               Graphics Interchange Format
ICO              Windows icon
JPEG            Joint Photographic Experts Group
PCD             Photo CD Eastman Kodak
PCX             Soft Publisher's Paintbrush
PNG             Portable Network Graphics
PSD             Adobe Photoshop
TIFF            Tag Image File Format
WMF         Windows Metafile
 
                                                                                                                        Анатолий Лутков.
                                                                                                                        август 2006 г.
 
 
 
 

 



Hosted by uCoz